10 сентября 2020 в 04:10

Основная гидросистема комбайна дон 1500

 

Содержание

ДОН 1500Б: технические характеристики

Еще совсем недавно, подавляющее число комбайнов выходивших на поля нашей необъятной родины, были машинами Дон-1500 и его модификаций. Один из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники на территории СНГ, компания «Ростсельмаш», занималась производством этого знаменитого комбайна на протяжении 20-и лет.

Первая машина сошла с конвейера в 1986 году, а в 2006, этот ветеран полей, ушел на заслуженную пенсию, уступив место современным моделям «Acros» и «Vector».

В свое время Дон-1500 считался передовым, современным и отвечающим всем требованиям отросли комбайном. Такие особенности как, бункер для зерна большого объема, высокая надежность и мощность двигателя, пяти клавишный соломотряс, усиленный ведущий мост, ускоренная выгрузка бункера и жатки различной длинны 6; 7; 8,6 метров, обеспечили высокую производительность и большую популярность машины.

История создания комбайна Дон-1500Б

«Ростсельмаш» — этот бренд знаком всем без исключения фермерам на территории СНГ. Специализируется предприятие на производстве кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов, которые стали визитной карточкой завода.

В настоящее время, кроме комбайнов, завод так же производит ряд моделей энергонасыщенных тракторов, а так же широкую линейку самого разнообразного навесного и прицепного сельскохозяйственного оборудования.

Показатели впечатляют и от того становится еще более интересно, какую дорогу прошло предприятие и какие испытания преодолело, для того чтобы занять свое место под солнцем!

Строительство началось в1926 году, технический проект завода еще не был до конца доработан, а под Ростовом, посреди бескрайней степи уже началось строительство подъездных путей и инфраструктуры будущего гиганта. Стройка планировалась на пять лет, но в 1929 году первые пять цехов были сданы в эксплуатацию и начато производство первого сельскохозяйственного инвентаря.

В 1930 на испытания был отправлен первый комбайн «Колхоз», разработанный и созданный в стенах «Ростсельмаш». В этом же году было принято решение делать ставку на комбайностроение. В связи с этим решением в 1931 году был заложен дополнительный цех площадью 4 Га, здесь планировалось производить до 10 тыс. комбайнов в год.

В 1932 году первая партия доработанных комбайнов «Колхоз» получивших название «Сталинец-1» была отправлена в колхозы. На сельскохозяйственной выставке в Париже в 1937 году, эти комбайны получили мировое признание. Из страны импортера сельхоз.техники СССР превращается в страну экспортера. В 1940 году было произведено уже 50 тыс. «сталинцев», а в 1941 началась война.
Прицепной комбайн Сталинец-6

В 1941 году, когда перед взятием Ростова немецкими войсками, все оборудование с завода было эвакуировано в Ташкент. В феврале 1943 года город был освобожден, но от завода остались лишь руины. Как выяснилось позже, перед сдачей города немцы со свойственной им педантичностью минировали и взрывали цех за цехом, на это им потребовалось 8 дней.

Следующей значимой ступенью в развитии завода стало освоение производства самоходных комбайнов «СК-3» в конце 50-х годов. 1962 год был знаменателен переходом к «СК-4», эта модель посетила не одну международную выставку и была признана самой награждаемой.

В 70-х годах завод прошел модернизацию и был переоборудован. Так же была освоена линейка принципиально новых машин СК «НИВА».

В 1984 году, в феврале, количество комбайнов сошедших с конвейеров «Ростсельмаша» достигло 2-х миллионов! Еще через два года начинается серийная сборка знаменитых «Дон-1500», именно эти комбайны приобрели наибольшее распространение, до сих пор представители этой модели широко представлены на полях нашей страны.

Технические характеристики комбайна Дон-1500Б

  • Жатка с шириной захвата – 6; 7; 8,6 м.
  • Ширина подборщика – 3,4 м.
  • Производительность по зерну с капотом/копнителем – 13,3/11,5 (т/час.)
  • Скорость рабочая I/II – 0 до 5/ 0 до 10 (км/ч.)
  • Скорость транспортная – до 20 км/ч
  • Молотилка длина/ширина/диаметр барабана – 1485/1500/800 мм.
  • Шнек выгружной, производительность – до 2,5 т/мин.
  • Бункер для зерна, объем – 6 м/куб.
  • Агротехнический просвет – 390 мм.
  • Колея ведущих/управляемых колес – 2800/2900 мм.
  • Масса с 6-и метровой жаткой и копнителем – 13440 кг.

Двигатель комбайна Дон-1500Б

ЯМЗ-238АК

Комбайны «Дон-1500б» оснащались двигателями широко известного Ярославского моторного завода. Продукция «ЯМЗ» уже давно стала синонимом качества и надежности, двигателя этого завода широко применяются во всех отраслях отечественного машиностроения.

На «Дон-1500б» устанавливался V-образный, 8-и цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238ак. Это четырехтактный дизель с непосредственным впрыском топлива и воспламенением то сжатия, без наддува. Охлаждение жидкостное. Регулятор оборотов механический. Выпускаются в комплекте с механизмом отбора мощности.

  • Мощность – 173(235) КВт (л.с.)
  • Частота вращения – 2000 об.мин.
  • Крутящий момент – 932 Н.м.
  • Расход топлива – 162 г/л.с.ч.
  • Масса – 1250 кг.

Коробка передач комбайна Дон-1500Б

На комбайнах «Дон-1500б» устанавливалась не привычная нам КПП, а коробка диапазонов скоростей, с тремя режимами движения:

  1. Для уборки на полях с уклоном от 4 до 8 градусов.
  2. Для уборки на полях с уклоном от 0 до 4 градусов.
  3. Транспортное движение с порожним бункером.

Коробка диапазонов позволяет развивать скорость при уборке от 0 до 10 км/ч, а скорость в транспортном режиме до 20 км/ч.

Все машины «Дон-1500б» в отличии от модели предшественника оснащались коробкой диапазонов только с гидроприводом. Размещалась коробка на балке ведущего моста и предназначалась для изменения режимов движения и скорости комбайна.

Основные элементы: разборный корпус; валы на подшипниках, первичный и промежуточные. Включение одной из трех передач происходит с помощью подвижных зубчатых колес расположенных на валах.

Трансмиссия и ходовая комбайна Дон-1500Б

Ходовая комбайна состоит из двух мостов, моста ведущих и управляемых колес. В состав моста ведущих колес входят: балка, коробки диапазонов и бортовых редукторов.

Крутящий момент от коробки к бортовым редукторам передается посредством полуосей, которые с помощью втулок соединяются с ведущими валами редукторов.

К балке моста, с помощью фланцев, крепятся бортовые редукторы. Их задача не только передавать, но и увеличивать крутящий момент, от коробки к колесам комбайна.

Крепление бортовых редукторов относительно балки ведущего моста возможно в двух положениях. Такая конструкция позволяет использовать колеса различных диаметров, сохраняя в прежнем положении высоту комбайна.

Так же на бортовых редукторах расположены дисковые тормоза, оснащенные раздельным гидроприводом. Их задача передавать тормозное усилие на ведущие валы редукторов.

В основе моста управляемых колес лежит несущая балка с трубчатой осью, переменного сечения. На эту балку, через подшипники скольжения, крепится рама молотилки.

Штампованный диск соединенный с ободом с помощью сварки и смонтированная на них шина – составляют колесо управляемого моста.
Крепятся колеса к фланцу ступицы с помощью болтов. Шина со специальным, самоочищающимся протектором увеличенной проходимости обеспечивает необходимую проходимость и управляемость на различных грунтах.

Рулевое управление комбайна Дон-1500Б

Управляется комбайн «Дон-1500б» с помощью заднего моста, здесь он называется мост управляемых колес. На торцах балки моста имеются кронштейны, в которых закреплены поворотные кулаки.

Два конических роликовых подшипника соединяют между собой ступицу колеса и ось поворотного кулака. Эти подшипники имеют защиту в виде сальника, и корпуса с масленкой.

Управляемые колеса имеют общую связь, в виде состоящей из звеньев рулевой трапеции. В звеньях, роль шарниров выполняют сферические подшипники с масленками и уплотненные манжетами, а усилие для поворота колес создается гидроцилиндрами.

Система гидравлики не отличается от большинства отечественной и зарубежной техники. Включает в себя гидропровод, гидронасос и гидрораспределитель. Рабочими органами являются гидроцилиндры.

Кабина комбайна Дон-1500Б

Комбайн оборудован просторной кабиной с шумоизоляцией, большой площадью остекления и отличным обзором. Имеется так же принудительная вентиляция, а в качестве опции мог устанавливаться кондиционер.

Рулевая колонка располагается по центру кабины, непосредственно перед оператором. Колонка регулируемая, как по высоте в пределах 10 см., так и по углу наклона в диапазоне от 5 до 30 градусов.

Сиденье подрессоренное. Регулировка осуществляется по весу оператора, а так же в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Справа от водителя расположены два рычага:

  • Рычаг выбора одного из трех режимов работы коробки диапазонов скоростей.
  • Второй рычаг для выбора направления движения, вперед либо назад. Так же на рукоятке рычага расположены кнопки управления жаткой и мотовилом.

Система гидравлики комбайна Дон-1500Б

Гидравлика на «Дон-1500б» представлена тремя независимыми системами:

  • Основная.
  • Рулевого управления.
  • Привода ходовой части.

О двух последних системах из этого списка уже кратко упоминалось выше, а на основной системе остановимся более подробно.

В системе используются секционные распределители с электрогидравлическим и мускульным контролем золотников рабочих органов. Система управляет множеством механизмов и агрегатов комбайна: поворот и привод выгрузного устройства, контроль жатки и мотовила, открытие копнителя, управление вибраторами бункера и барабана.

При подаче питания на реле определенного гидроклапана, он перекрывает поток создавая давление в системе. В то же время он воздействует на золотник, временно открывая магистраль выбранного потребителя.

Жатка комбайна Дон-1500Б

Наклонная камера закрепленная на молотилке, служит основанием для крепления жатки с помощью пружин и шарниров. В состав жатки входят: механизм приводов, резки и уравновешивания, шнек, делители и мотовило, которое крепится к жатке с помощью четырех сошек.

Передняя часть жатки оснащена башмаками для повторения рельефа. Башмаки могут выставляться в одно из четырех рабочих положений, в зависимости эксплуатации. Механизм резки выполняется либо с открытыми, либо сдвоенными пальцами.

Мотовило управляется двумя синхронизированными гидроцилиндрами, расположенными по бокам. Регулировка наклона граблей мотовила происходит автоматически. Шнек на жатке комбайна «Дон-1500б» увеличенного размера 590 мм.

Модификации комбайна Дон-1500Б

Модельный ряд комбайнов «Дон-1500» не велик. Основными серийными моделями были базовый «Дон-1500А» и улучшенный «Дон-1500Б».

Рассмотрим, чем же герой нашего повествования отличается от своего предшественника:

  • В первую очередь был установлен новый, более современный и мощный, V-образный, 8-и цилиндровый ЯМЗ-238ак, мощностью 235 л.с. Против рядного, 6-и цилиндрового, СМД-31А с наддувом, мощностью 225 л.с.
  • Увеличенная производительность выгружного шнека.
  • Модернизированный механизм резки с пальцами открытого типа.
  • Привод жатки получил реверс.
  • Количество люков камнеуловителей увеличилось до двух.
  • Увеличенная площадь верхнего решета.

В целом производительность комбайна в сравнении с исходной моделью увеличилась примерно на 20%.

Эксплуатация и отзывы о комбайне Дон-1500Б

Советские сельскохозяйственные и промышленные машины, которые разрабатывались 70-х, 80-х годах, при анализе недостатков и достоинств обладают многими общими чертами. Вкратце – это неплохая производительность и ремонтопригодность, граничащая со спартанскими условиями эксплуатации. Комбайн «Дон-1500б» не стал исключением.

  • В кабине очень жарко, далеко не все комбайны комплектовались кондиционером, а если быть честным единицы. В дополнение к этому, расположенная почти вплотную к кабине силовая установка, значительно увеличивала шумность, и дополнительно нагревала ее превращая жару в настоящее пекло.
  • Не уступая импортным аналогам в производительности по многим параметрам, все же уступает в надежности и сроках эксплуатации.
  1. В разгар уборочной приобрел Дон-1500Б за 850 000р. Год хоть и свежий 2006, состояние было средненькое, но так сказать стабильное. Предстояло убрать 260 Га зерновых и 100 Га подсолнечника. Был приятно удивлен, с площадями справился без труда и без поломок, обрыв ремней в расчет не беру – это расходники.
  2. В целом машиной доволен, в заводском варианте конечно тот еще геморрой и душегубка, но если подшаманить под себя, работать можно. Главное, это отличная производительность, по доступной цене. Только кондиционер поставить и сразу многие недочеты уходят на задний план! А в целом мужики, что только не делают с ними, возможности тюнинга весьма обширны. Ставят удлиненный решетный стан, доработанные жатки и многое другое. В общем как и к любой советской технике, нужно руки приложить.

Покупка комбайна Дон-1500Б б/у. Особенности выбора

Решив приобрести Дон-1500б, нужно быть особо внимательным. Все так комбайн это не трактор, он сочетает в себе множество производственных процессов. А значит оснащен множеством систем, агрегатов и механизмов.

Если вы не сталкивались раньше с подобной техникой то самым правильным решением будет взять с собой на сделку человека с опытом эксплуатации. Если такого нет, придется рассчитывать на себя и порядочность продовца.

На что же обратить внимание в первую очередь? Начните с подрамника двигателя и мест, в которых крепится наклонная камера, обратить внимание на наличие трещин. У лихих комбайнеров такие поломки не редкость.Так же осмотрите элеваторы, барабан, износ шкивов, валы на наличие износа. Обязательно откройте боковые щитки и осмотрите решетный стан. Гидравлика на Донах в целом надежна, но обратить внимание на подтеки в соединениях и гидроцилиндрах все же стоит.

 

Цены на эти комбайны в хорошем состоянии, в зависимости от года от 700-1500 тыс. рублей. Можно найти и дешевле, но уже с значительными последующими вложениями.




Зерноуборочный комбайн Дон 1500Б

Дон 1500Б представляет собой оптимизированную версию легендарного зерноуборочного комбайна Дон 1500, выпуск которого стартовал еще в советские времена. Завод «Ростсельмаш» запустил производство модели в 1986 году. Техника показала высокие характеристики по сбору зерновых культур и стала использоваться на всей территории Советского Союза. За время выпуска (свыше 20 лет) технические параметры комбайна практически не поменялись, при этом он сохранил актуальность и в настоящее время. Главной особенностью, отличающей серию, стал фирменный скребковый транспортер, позволяющий выполнять уборку и обработку зерновой массы без человеческого вмешательства. Лишь в начале 2000-х годов «Ростсельмаш» стал разрабатывать замену Дон 1500Б, а в 2006 году модели Vector и Acros окончательно вытеснили данную технику.

Назначение

Машина создавалась для уборки зерновых культур различного вида прямым и раздельным способом комбайнирования в местах с уклоном не более 8 градусов. Дополнительное оборудование позволяет использовать комбайн для работы с крупами, зернобобовыми и мелкосеменными культурами. Эксплуатация DON 1500B возможна во всех климатических зонах, что расширяет сферу применения техники. При наличии копнителя машина подходит для уборки соломы и половы с поля, при наличии измельчающего устройства – для измельчения и последующего разбрасывания по полю или загрузки полученной массы в телегу.

Модификации и особенности

Первые экземпляры Дон 1500 появились в 1986 году. Все последующие версии стали результатом модернизации дебютной модели.

Модификации комбайна:

Особенности Дон 1500Б:

  • молотильный барабан с одним из самых больших диаметров в мире;
  • надежность;
  • возможность работы с жатками различных размеров;
  • шины низкого давления с высокими грунтозацепами, позволяющими работать на любом типе почвы;
  • система скоростного сброса, предотвращающая забивку;
  • бункер большого объема;
  • низкая стоимость и доступность запасных частей. Ремонт комбайна можно выполнить даже в полевых условиях. В плане обслуживания и эксплуатации модель обойдется значительно дешевле иностранных аналогов;
  • простота управления.

Недостатки Дон 1500Б:

  • двигатель расположен слишком близко к кабине, потому горячий воздух сильно разогревает салон, что сказывается на уровне комфорта;
  • меньший уровень удобства, функционала и надежности в сравнении с зарубежными конкурентами.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина (в транспортном положении с жаткой) – 17500 мм;
  • ширина – 4400 мм;
  • высота – 3980 мм;
  • дорожный просвет – 370 мм;
  • ширина колеи передних колес – 2800 мм;
  • ширина колеи задних колес – 2900 мм

Масса машины без жатки равняется 12590 кг, с жаткой и копнителем – 13440 кг. Скорость передвижения:

  • 1 диапазон – до 5 км/час;
  • 2 диапазон – до 10 км/час;
  • транспортная – до 20 км/час.

Эксплуатационные характеристики:

  • ширина захвата жатки – 6000/7000/9000 мм;
  • диаметр барабана – 800 мм;
  • длина барабана – 1484 мм;
  • частота вращения барабана – 445-900 об/мин;
  • угол охвата – 130 градусов;
  • общая площадь подбарабанья – 1,38 кв.м;
  • общая площадь сепарации – 6,15 кв.м;
  • площадь решет – 4,74 кв.м;
  • емкость бункера – 6000 л;
  • скорость выгрузки – 42 л/сек;
  • высота выгрузки – 2900 мм.

Двигатель

Главным отличием комбайна Дон 1500Б от предшественника стал новый двигатель – 4-тактный дизельный агрегат ЯМЗ-238АК без турбонаддува с жидкостным охлаждением. Данный мотор разрабатывался специально для этой модели комбайна и в настоящее время уже не выпускается. При этом допускается замена двигателя на другую модификацию, представляющую 238 серию моторов Ярославского завода.

V-образная силовая установка отличается надежностью и имеет непосредственный впрыск горючего и воспламенение от сжатия. Регулировка оборотов выполняется механически. Модель может оснащаться механизмом отбора мощности.

Характеристики двигателя ЯМЗ-238АК:

  • рабочий объем – 14,86 л;
  • номинальная мощность – 173(235) кВт (л.с.);
  • номинальная частота вращения – 2000 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 932 Нм;
  • количество цилиндров – 8;
  • диаметр цилиндра – 130 мм;
  • удельный расход топлива – 220 (162) г/кВт в час (г/л.с. в час);
  • объем топливного бака – 540 л;
  • масса – 1250 кг.

Устройство и особенности эксплуатации

Ходовая часть DON 1500B представлена 2 мостами (ведущих и управляемых колес). Мост ведущих колес включает балку, бортовые редукторы и коробку диапазонов. Полуоси, соединенные втулками с ведущими валами редукторов, передают усилие от КП к бортовым редукторам. Бортовые редукторы крепятся к балке посредством фланцев и обеспечивают увеличение и передачу усилия от коробки диапазонов к колесам. Относительно балки бортовые редукторы крепятся в 2 положениях, что позволяет устанавливать колеса разного диаметра при сохранении высоты комбайна. Мост управляемых колес основан на несущей балке с трубчатой осью, имеющей переменное сечение. На балку с использованием подшипников скольжения устанавливается рама молотилки. Колеса крепятся к фланцу ступицы, а специальные шины с самоочищающимся протектором обеспечивают высокую проходимость.

Для комбайна выбрана специальная коробка диапазонов скоростей с 3 режимами:

  • для работы на поверхности с уклоном 4-8 градусов;
  • для работы на поверхности с уклоном 0-4 градусов;
  • для передвижения с пустым бункером.

Дон 1500Б в отличие от начальной версии оборудован коробкой с гидроприводом. Устанавливается элемент на балке ведущего моста и служит для изменения скорости и режима передвижения. Включение передачи выполняется при помощи подвижных зубчатых колес, находящихся на валах.

Управление мостами осуществляется с использованием гидравлики, позволяющей регулировать скорость бесступенчато. Гидромотор находится на валу коробки диапазонов. Ведомый мост также работает от гидравлики. Комбайн оснащается сухим однодисковым сцеплением с диафрагменной пружиной.

Гидросистема комбайна имеет 3 подсистемы:

  • привод для работы с ходовой частью;
  • гидросистема рабочих механизмов;
  • привод рулевого управления.

Для стоянки у техники имеется особый тормоз, управляемый рычагом с кнопкой, позволяющим закрыть замок-собачку. Для остановки машины следует потянуть рычаг до 3-4 щелчка. Отключение выполняется обратным движением с нажатием на кнопку. На бортовых редукторах находятся дисковые тормоза с раздельным гидроприводом, воздействующие на ведущие валы редукторов. В действие они приводятся при нажатии на педаль. На твердом грунте раздельное торможение применять не рекомендуется, поскольку оно используется на мягкой и влажной почве.

Электросистема функционирует на постоянном токе (24 В) и является однопроводной. Техника комплектуется выпрямителем и генератором переменного тока. Особенность электросистемы заключается в наличии особой контролирующей системы, выдающей информацию по 22 параметрам. Об отклонениях она оповещает посредством звуковой и световой сигнализации.

Для Дон 1500Б применяется жатвенная часть PowerStream, состоящая из:

  • режущего механизма (со сдвоенными пальцами или открытого типа);
  • приводного механизма;
  • механизма уравновешивания;
  • делителей;
  • шнека увеличенного размера (590 мм).
  • мотовила с парой эксцентриков. Управление элементом выполняется при помощи 2 гидроцилиндров, движущихся синхронно. В состав мотовила входят барабан, подбарабанье, транспортная доска, отбойный битер, система очистки, соломотряс, шнеки, элеваторы и домолачивающее устройство.

Также комбайн может оснащаться:

  • жаткой ПСП-10;
  • платформой-подборщиком.

Среди других элементов техники выделяют наклонную камеру с цепочно-планчатым транспортером и бункер со шнеками загрузки и выгрузки.

Дон 1500 Б комплектуется просторной кабиной с улучшенной шумоизоляцией и отличным обзором. Для оператора предусмотрена принудительная вентиляция, опционально устанавливается кондиционер. Рулевая колонка находится в центре кабины перед механизатором и может регулироваться по углу наклона (5-30 градусов) и высоте (диапазон – 100 мм). Подрессоренное сиденье допускает настройку в горизонтальной и вертикальной плоскости и с учетом массы водителя. Рядом с оператором располагаются 2 рычага: для выбора направления движения (переднее, заднее) и диапазона (1-3). На рукоятке первого рычага имеются кнопки управления мотовилом и жаткой. Справа от оператора присутствует панель с элементами управления и контроля, основной частью которой является автоматическая система контроля (АСК), отслеживающая параметры функционирования ключевых системы (двигателя, шнека, бункера, очистной системы, молотильного устройства и других элементов).

Основная гидросистема комбайна дон 1500

Жатвенная часть комбайна состоит из жатки, проставки и наклонной камеры. Жатка комбайна предназначена для среза (при прямом комбайнировании) или подбора (при раздельной уборке) и подачи хлебной массы в молотилку комбайна. Жатка включает (рис. 8.4.) корпус 4, режущий аппарат 13, мотовило 1, шнек 11, уравновешивающий механизм и механизмы привода 7.

Режущий аппарат комбайна по устройству и принципу работы аналогичен косилочному.Состоит из ножа и пальцевого бруса, который закреплен на пере­днем брусе жатки. Режущие элементы ножей могут быть со сдвоенными пальцами без вкладышей, с пальцами от­крытого типа и со стальными вкладышами. Нож получает возвратно-поступательное движение от механизма качаю­щейся шайбы, работающей в масляной ванне.

1 13 12 11 10 9

Рис. 8.4. Жатвенная часть комбайна «Дон»:

Для обеспечения нормальной работы режущего аппара­та в передней части носки сегментов должны прилегать к вкладышам, а в задней части иметь зазор 0,3–1,5 мм. За­зоры устанавливают регулировочными прокладками. Зазо­ры между прижимами и сегментами должны составлять не более 0,7 мм.

Мотовило служит для подвода стеблей убираемой куль­туры к режущему аппарату и подачи срезанных растений на платформу и на шнек жатки. Состоит из центральной трубы с фланцами, к которым прикреплены диски с луча­ми. На концах лучей шарнирно установлены трубы с пру­жинными граблинами. Мотовило смонтировано на двух поддержках, расположенных на левой и правой боковине жатки и связанных с синхронно действующими гидроци­линдрами подъема и опускания мотовила. Эксцентриковый механизм мотовила обеспечивает заданный наклон граблин при вращении вала. В зависимости от условий работы пру­жинные граблины могут наклоняться от 15° вперед (прямостоячий хлебостой) до 30 0 назад (полеглый хлебостой).­

Имеется механизм смещения вала мотовила относительно режущего аппарата. Привод мотовила – клиноременный вариатор, двухконтурная цепная передача и предохрани­тельная фрикционная муфта, смонтированная на левой цапфе.

По высоте мотовило должно быть расположено так, чтобы его планки при входе в хлебостой наносили удары по центру тяжести стебля на расстоянии 1/3 длины стебля от вершины колоса. Важное значение имеет правильная установка мотовила по горизонтали. Стебли, захваченные планкой, должны поддерживаться до тех пор, пока не бу­дут срезаны режущим аппаратом. Выскальзывание стеб­лей из-под планки свидетельствует о неправильном распо­ложении мотовила. Частоту вращения мотовила выбирают такой, чтобы окружная скорость планок была выше посту­пательной скорости комбайна в 1,2–1,8 раза. С увеличе­нием скорости комбайна это соотношение должно умень­шаться.

Шнек предназначен для транспортировки срезанной стеблевой массы к центру жатки и подачи ее в проставку. Он состоит (рис. 8.5.) из цилиндрического корпуса 5, на поверхности которого приварены спиральные ленты 6, 16 правой и левой навивки. В центре шнека против окна в корпусе жатки находится четырехрядный пальчиковый механизм 7, на левом конце – реверсивный редуктор 3 с приводной звездочкой 1 предохранительной фрикционной муфты. Пальчиковый механизм шнека представляет собой коленчатую ось 8 с пальцами 10, концы которых выходят наружу через глазки на кожухе.

Рис. 8.5. Шнек жатки:

1 – приводная звездочка с предохранительной муфтой; 2 – регулировочный винт подъема шнека; 3 – реверсивный редуктор; 4 – соединительная втулка; 5 – цилиндрический корпус; 6, 16 – спиральные ленты правой и левой навивки; 7 – пальчиковый механизм; 8 – ось; 9 – втулка пальца; 10 – палец; 11 – быстросъемный шплинт; 12, 17 – плиты; 13 – втулка; 14 – регулировочный рычаг; 15 – отверстие для смазки; 18 – гайка

При вращении шнека паль­цы, увлекаемые глазками, поворачиваются на неподвиж­ной коленчатой оси 8. Благодаря смещению коленчатой оси относительно оси вращения шнека, пальцы с передней сто­роны шнека выступают из кожуха, а с задней стороны уто­пают в глазках кожуха. Поэтому пальчиковый механизм активно захватывает срезанные стебли в передней части шнека, а по мере продвижения к наклонной камере пальцы сбрасывают стебли, утопая в глазках кожуха.

Активность захвата стеблей пальчиковым механизмом регулируют по­воротом коленчатой оси с помощью рычага 14, установлен­ного с правой стороны жатки. Зазор между спиралями шнека и днищем жатки можно изменять в зависимости от условий работы в пределах 6–35 мм (при оптимальном значении для средних условий уборки 10–15 мм). Ревер­сивный редуктор 3, установленный в механизме привода шнека, предназначен для передачи вращения шнеку в прямом (рабочем) и обратном (при забиваниях) направлени­ях. Управление редуктором осуществляется с помощью гидросистемы.

Механизм уравновешивания корпуса жатки состоит из двух рычажно-пружинных систем, расположенных на кор­пусе жатки по обе стороны от проставки. При регулировке натягивают пружины обоих блоков с тем, чтобы сила дав­ления на концах переднего бруса возле делителей состав­ляла 300–400 Н.

Проставка служит промежуточным звеном между жат­кой и наклонной камерой. Состоит из корпуса и битера 9 (рис. 8.4.), оснащенного пальчиковым эксцентриковым ме­ханизмом, похожим на пальчиковый механизм шнека. Зазор между пальцами и днищем проставки регулируют поворотом рукоятки. При средних условиях уборки этот зазор должен быть в пределах 28–35 мм.

Наклонная камера состоит (рис. 8.6.) из корпуса, вер­хнего 13 ведущего, нижнего 19 ведомого валов и цепочно-планчатого транспортера 3. Нижний вал 19 подпружинен в продольном и поперечном направлениях, что в сочетании с полозами, поддерживающими цепи транспортера, создает благоприятные условия для равномерной подачи хлебной массы в молотилку. Между планками транспортера и дни­щем наклонной камеры должен быть зазор 5–10 мм.

Молотилка комбайна «Дон-1500» выполнена по классичес­кой схеме, но без приемного битера. Состоит (рис. 8.7.) из молотильного барабана 17содносекционным решетчатым подбарабаньем – декой 19, отбойного шестилопастного би­тера, клавишного соломотряса и ветрорешетной очистки.

Между плавающим транспортером и подбарабаньем молотильного аппарата находится камнеуловитель, кото­рый образован передним щитом с откидной крышкой и зад­ним щитом. Процесс камнеулавливания основан на удар­ном отражении камней и других предметов от быстродвижущихся бичей молотильного барабана. Обмолот в молотильном аппарате происходит в резуль­тате многократных ударов по стеблям и колосу во время протаскивания массы через клинообразно уменьшающийся молотильный зазор между барабаном и подбарабаньем.

Рис. 8.6. Наклонная камера:

1 – пружина нижнего вала плавающего транспортера; 2 – регулировочная шайба; 3 – цепочно-планчатый транспортер; 4, 8 – регулировочные гайки; 5 – болт; 6 – крюк; 7 – натяжной винт; 9 – рычаг; 10 – регулировочный болт; 11 – кронштейн; 12 – гайка; 13 – ведущий вал; 14 – стопорная проволока; 15 – соединительное звено; 16 – переходное звено; I7 – крюк предохра­нительного упора; 18 – стяжной винт; 19 – нижний вал

Молотильный барабан представляет собой десятибичевой ротор диаметром 800 мм. Барабан приводится во вращение через клиноременный вариатор. Он имеет диски с подбичниками, на которых крепятся бичи. Основание бичей повер­нуто на 7° по направлению вращения.

Подбарабанье (рис. 8.7.) состоит из решетчатой деки и закреплен­ных на ней входного щитка, поворотной пальцевой решет­ки 16 и фартука 18. Угол охвата барабана подбарабаньем составляет 130°. Каркас деки образован двумя симметрич­ными щеками, поперечными планками и ребрами, которые проходят через продолговатые отверстия в планках. Сепа­рирующую решетку образуют прутки, вставленные с обеих сторон деки. Через нее выделяется зерно и мелкие фрак­ции обмолоченного вороха. Подбарабанье подвешено на четырех подвесках 15 и 27.

Механизм подвески и регулировки подбарабанья пред­назначен для изменения величины молотильного зазора на входе и выходе, защиты подбарабанья от поломок при пере­грузках за счет упругих деформаций звеньев. Состоит из двух двуплечих рычагов 13, торсионного вала 12, подвесок 15, 27, 29 и двуплечих рычагов 28. Последние смонтирова­ны на осях, закрепленных на боковинах молотилки. Под­вески соединены с декой осями 24, установленными во втул­ках проушин щек деки, и зафиксированы в пазах боковин молотилки эксцентриковыми шайбами 22. При повороте подвески шайбы взаимодействуют с зацепами 21 и высту­пом 23.

Рис.8.7. Молотильный аппарат

1,6 – собачки; 2, 9 – храповые колеса; 3 – педаль сброса подбарабанья; 4 – рычаг управления декой; 5 – лимб; 7 – вал; 8 – звездочка; 10 – цепь; 11 – трубчатый вал; 12 – торсионный вал; 13, 28 – двуплечие рычаги; 14 – опоры вала; 15, 27, 29 – подвески; 16 – пальцевая решетка; 17 – барабан; 18 – фартук; 19 – дека; 20 – стяжная гайка; 21 – зацеп; 22 – эксцентриковая шайба; 23 – выступ; 24 – ось; 25 – головка подвески; 36 – щиток; 30 – рычаг; А – зазор на входе; Б – зазор на выходе

Рычаг 4 регулировки молотильного зазора через цепь 10 и храповой механизм подъема и сброса подбарабанья связан с рычагом 30, через трубчатый вал 11 – сподвеска­ми. С этим же валом жестко соединен торсионный вал под­вески. С храповым механизмом связана также педаль 3.

Отбойный битер предназначен для съема с молотильно­го барабана хлебной массы, выходящей из молотильного зазора. Он представляет собой смонтированный на главном контрприводном валу шестилопастный барабан с отогну­тыми назад по отношению к направлению вращения лопа­стями. Окружная скорость лопастей 17,5 м/с.

На правом конце вала отбойного битера устанавливают шкивы, различные по диаметру и количеству ручьев, в за­висимости от оборудования комбайна копнителем, измель­чителем соломы или адаптером для уборки кукурузы.

Зерноуборочные комбайны оборудуют одним или двумя молотильными аппаратами. В однобарабанном молотильном устройстве используется бильный барабан, в двухбарабанном – два бильных барабана («Енисей-1200», «Кедр-1200» или один штифтовой и один бильный барабаны («Кедр-1200Р», «Енисей-1200Р). Первые применяют для уборки зерновых культур преимущественно в условиях повышенной влажности, вторые – для уборки риса и других труднообмалачиваемых культур. К планкам штифтового молотильного барабана прикреплены штифты, его подбарабанье также снабжено штифтами, которые расположены рядами так, что каждый штифт барабана проходит между штифтами подбарабанья. Штифтовой молотильный аппарат лучше, чем бильный, обмолачивает влажный хлеб, но больше измельчает солому.

Соломотряс предназначен для выделения из соломы, прошедшей через молотильное устройство, зерна в резуль­тате встречных ударов клавиш по падающей на них массе. Соломотряс комбайнов с шириной молотилки 1500 мм со­стоит из пяти клавиш. Клавиша представляет собой наклонен­ный в сторону транспортной доски желоб, закрытый сверху жалюзийной нерегулируемой решеткой. Верхняя часть кла­виш выполнена в виде семи каскадов, что способствует лучшему вытряхиванию зерна из соломы. Клавиши монти­руются на подшипниках одноразовой смазки на коленча­тых валах.

Очистка комбайна включает (рис. 8.8.) транспортную доску 5, вентилятор 8, два жалюзийных решета 3 и 9, удлинитель верхнего решета 2, шнеки 10 и 13, элеваторы и механизмы привода.

При работе транспортная доска за счет колебаний транспортирует к верхнему решету 3 падающий на нее ворох. На конце транспортной доски находится паль­цевая решетка 4, которая выделяет на начало верхнего ре­шета зерновую фракцию, а соломистые частицы направля­ет сходом на менее нагруженный участок сепарирующей поверхности. Отделение зерна от вороха происходит на колеблющихся жалюзийных решетах, продуваемых направленным воздуш­ным потоком от вентилятора 8. В конце верхнего решета установлен поворотный удлинитель 2 сдвумя регулируе­мыми жалюзийными поверхностями, который служит для окончательного выделения колосков и зерна. Сходы с уд­линителя верхнего решета и легкие частицы вороха пода­ются в копнитель. Очищенное зерно по скатной доске ниж­него решетного стана поступает в зерновой шнек 10 и да­лее зерновым элеватором подается в бункер. Задержанная удлинителем масса падает в колосовой шнек 13, а затем элеватор 14 направляет ворох с колосками в автономное домолачивающее устройство 15.

Зерновой ворох Соломистые примеси Недомолоченные колоски Зерно и вымолоченные колоски Чистое зерно Воздух

Рис. 8.8. Сепаратор зернового вороха (очистка) и схема его работы:

1 – съемный лоток; 2 – поворотный удлинитель: 3 – верхнее решето; 4 – пальцевая решетка; 5 – транспортная доска; 6 – передний уплотнитель; 7 – механизм привода; 8 – вентилятор; 9 – нижнее решето; 10 – зерновой шнек: 11 – скатная доска; 12 – корпус; 13 – колосовой шнек; 14 – колосовой элеватор; 15 – домолачивающее устройство; 16 – распределительный шнек

Основной частью домолачивающего устройства являетсяротор слопастями. На лопастях имеются волнообразные впадины, которые взаимодействуют с выступами на деке и активно обомолачивают массу. При уборке легкоповреждаемых культур вместо деки монтируют гладкий щиток. Повторно обмоло­ченный ворох снова поступает на очистку.

 

 

2.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

офер